Внезапные истерики у детей. Как справляться с истериками у ребенка: множество эффективных способов

Мало кто из нас способен спокойно смотреть на истошно вопящего, падающего на пол и размазывающего по щекам слезы ребенка… Тем не менее с такими ситуациями приходится сталкиваться многим родителям или бабушкам и дедушкам. Как правило, если истерика у ребенка началась в тесном домашнем кругу, то успокоить плачущее чадо пытается каждый член семьи, идя на всяческие ухищрения и поблажки. Но если истерика происходит в поликлинике, общественном транспорте, магазине или в другом людном месте, то сложившаяся ситуация выбивает почву из под ног не только у мамы или другого близкого родственника, но и окружающие люди чувствуют себя некомфортно и неловко.

Детские истерики могут вызывать в нас настороженность, чувство беспомощности или острое чувство сострадания и жалости, утомление или раздражение. Возникновение таких неприятных ситуаций хотели бы избежать все родители и при часто повторяющихся истериках у ребенка, которые возникают буквально на ровном месте, у его близких возникает множество вопросов. Почему ребенок так себя ведет? Как избавиться от таких истеричных припадков? Кто виноват – ребенок или родители? Как отличить, каприз это или «показательная» истерика?

В этой статье вы получите ответы на эти вопросы о детских истериках. Мы рассмотрим основные , которые и делают его истеричным. Эта информация поможет вам избежать множества острых углов, возникающих при истерике.

Почему возникают истерики?

Взросление ребенка всегда сопровождается появлением собственных интересов и желаний, которые могут расходиться с желаниями и интересами взрослых. Отказ от воплощения таких желаний и вызывает у ребенка раздражение, неприятие и злость. Т. е. столкновение интересов ребенка и взрослых и приводит к возникновению истерики – малыш как бы испытывает взрослых на прочность, пытаясь настоять на своем.

К появлению истерик могут приводить такие типичные ситуации:

  • ребенок переутомился;
  • ребенок не получает желаемого от окружающих;
  • ребенок был оторван от интересного занятия;
  • ребенок не может выразить свои желания или чувства;
  • ребенок хочет привлечь еще большее внимание со стороны взрослых;
  • ребенок играет с игрушками, которые не сопоставимы с его возрастом и его игра из-за этого становится безуспешной и злит его.

Чем капризы отличаются от «показательных» истерик?

Приступ истерики у ребенка часто провоцируется обидой или отказом со стороны взрослых.

Капризы и истерики – эти два понятия нуждаются в четком дифференцировании со стороны родителей.

Ребенок капризничает для того, чтобы добиться от мамы или папы чего-то желаемого, невозможного или запретного в данный момент. Т. е. он сознательно пытается выстроить ситуацию так, чтобы конфликт состоялся.

Например, ребенок капризничает и не хочет есть кашу с ягодами, хотя сам просил об этом. Но если мама, папа, брат или сестра сообщают ему о том, что готовы съесть его порцию, то чадо немедленно заявляет о том, что это его тарелка и начинает есть кашу.

Детская истерика – это такая ситуация, которая, в большинстве случаев, возникает непроизвольно, сопровождается проявлениями агрессии, раздражением и отчаянием. Т. е. ребенок не может совладать с возникающими эмоциями и такой «сброс» негатива выливается в появление таких негативных проявлений как плач, истошные крики, битье кулаком по поверхностям, царапание лица, битье головой об пол и т. п. Во время истерики ребенок не может контролировать свою моторику в полной мере, он почти не ощущает боли при битье головой об пол и часто не слышит слов родителей. В тяжелых случаях у ребенка могут появляться , и он может выгибаться дугой (так называемый «истерический мост»).

Главное отличие детской истерики от капризов состоит в том, что она возникает в ответ на какое-то неприятное событие или известие, вызывается обидой или категорическим отказом со стороны родителей. Приступ истерики всегда усиливается при внимании со стороны окружающих ребенка людей и быстро прекращается после исчезновения этого внимания.

Например, сын просит маму купить машинку и получает желаемую игрушку. На протяжении всего времени пока в магазине совершались остальные покупки, мальчик играл с машинкой, но вдруг увидел другую игрушку и стал просить купить и ее. Мать отказалась покупать новую игрушку, и в ответ на такое ее решение мальчик швыряет машинку, кричит, плачет и бросается на пол. Далее развитие этой неприятной ситуации может протекать по двум вариантам:

  • если мама начинает пытаться успокоить или пожалеть ребенка, то он остается совершенно неконтактным и истерика только усиливается;
  • если мать говорит ребенку спокойным, но строгим тоном, что не желает видеть его истерики и такое его поведение ничего не изменит, и при этом спокойно уходит в сторону (например, для покупки молока или хлеба), то истерика прекращается.

По мнению ученых с детскими истериками приходится сталкиваться около 90% родителей детей . Часто истерики впервые возникают в возрасте 1,5 лет, а пиком упрямства и капризности становится возраст 2,5-3 года. В кризисные моменты истерики могут случаться по 10-15 раз в день, и возникают они практически на ровном месте или по любому самому безобидному поводу. Уже к 4 годам истерики в большинстве случаев прекращаются, т. к. ребенок уже в состоянии выразить свои эмоции и чувства словами.

Ошибка №1 – ребенку позволено все

Многие родители, глядя на искренние и сильные желания ребенка, не выдерживают натиска и исполняют их. Они полагают, что выполнение всех желаний – это залог любви ребенка к родителям, и их исполнение повышает его самооценку.

Ребенок всегда чувствует эту «слабинку» и пользуется своим умением капризничать и добиваться желаемого во что бы ни стало. Совершенно естественно, что отсутствие отпора в прихотях рано или поздно приводит к плачевному результату – родителям такого ребенка приходится сталкиваться с появлением нервозности и истерик.

Ведь маленький человечек еще не может справляться с бременем такой ответственности. Если, как ему кажется, вдруг он не получает ожидаемого результата, то захватившие его чувства и эмоции настолько переполняют его, что «выплескиваются» в крик, плач и катание по полу.

В таких случаях виноваты в появлении подобных сцен только сами родители, которые не сумели привить своему ребенку понимание слов «нет» и «нельзя». Ребенок должен понимать, что он слишком мал для такого «командования», и взрослые люди не могут быть марионетками в его руках.

Ошибка №2 – ребенку не позволяется ничего

Такая ошибка в воспитании ребенка диаметрально противоположна предыдущей, и многие родители после совершения ошибки №1 приходят к ошибке №2. Совершая ее, родители полагают, что их ребенок еще очень мал, ничего не понимает и принимать решения за него должны только они.

Такой подход в воспитании нередко сопровождается тем, что любая попытка малыша сделать что-то по-своему пресекается на корню, даже если эти попытки проявления собственного мнения невинны. Например, мать будет с упорством и безаппеляционностью заставлять ребенка выпить после сытного завтрака именно молоко, а не чай или сок, думая о том, что именно молоко полезно для зубов. Или будет игнорировать попытки дочери выбрать цвет платья, настаивая на том, что синее ей не к лицу и следует надеть красное. И так во всем…

Живя в таких постоянных ограничениях, ребенок, рано или поздно, примет решение разорвать эти тесные для него рамки. И эта «акция протеста» выльется в скандал или истерику. Более того: если эта попытка протеста не увенчается успехом, новые скандалы или нервный срыв у ребенка будет обеспечен.

Ошибка №3 – несоблюдение режима

Если ребенок не ходит в детский сад или ходит туда не часто, то эта причина не является поводом для отсутствия такого понятия как режим дня. Казалось бы, что может быть прекрасней, чем отсутствие каких-либо временных рамок?

Однако такое отсутствие четкого режима вызывает у ребенка ощущение нестабильности жизни. Малыш не в состоянии понять, по каким законам существует окружающий его мир и по каким правилам необходимо жить ему. Кроме этого, отсутствие распорядка дня и четкого графика сна и питания приводит к тому, что ребенок быстро начинает испытывать физический дискомфорт и психологическую усталость. В результате переутомление приводит к срывам в виде истерик.


Ошибка №4 – отсутствие наказаний

Некоторые родители считают, что наказание - это признак слабости со стороны матери или отца и пережиток прошлого. Такие родители даже при безобразном поведении своего чада позволяют себе только показывать свое недовольство. Со временем такие взаимоотношения приводят к тому, что ребенок не чувствует никаких рамок дозволенности. В результате полное отсутствие наказаний за любые, даже самые непозволительные, проступки приводит к появлению истерик.

Такое развитие событий происходит из-за того, что отсутствие рамок дозволенного вызывает у маленького ребенка страх. Это ощущение накапливается и негативно сказывается на психике малыша. Он пытается их найти самостоятельно, пытаясь привлечь к себе внимание со стороны взрослых хотя бы путем истерик и скандалов.

Ошибка №5 – непоследовательность родителей

Все мы подвержены колебаниям настроения: вчера мы себя хорошо чувствовали, а на следующий день наше настроение было испорчено с утра или неприятной новостью, произошел конфликт с начальством, заболел близкий родственник или старший ребенок получил двойку… Такие изменения в настроении вполне понятны – мы не роботы, а живые люди. Поэтому с ребенком мы тоже часто ведем себя по-разному: иногда мы терпим все его выходки или взрываемся из-за самого незначительного проступка, включаем мультики или компьютер лишь бы ребенок не мешал и не отвлекал от отдыха и важных дел или запрещаем смотреть лишние мультфильмы.

В результате таких резких изменений в воспитательном процессе маленький ребенок не может понять, почему мы совершаем такие кардинально разные поступки. А между тем, именно родители и их модель поведения является образцом поведения для малыша. Именно мы сами формируем его жизненные установки и границы дозволенного.

Что же происходит с ребенком, если этот образец его подражания искажен, а правила поведения постоянно меняются? У малыша пропадает ощущение ясности и стабильности, а в результате – он становится истеричным.


Ошибка №6 – крики при общении с ребенком

Ребенок очень расстроил вас своим поведением, неаккуратным обращением с игрушками или одеждой, неловкостью или той же самой истерикой, и вы не просто рассердились и сделали ему замечание, а накричали на него. Вполне возможно, что крик подействовал на ребенка, и он перестанет делать то, что так вас рассердило. Однако, кроме этого, малыш получил от вас отличный урок крика, и он обязательно воспользуется им для достижения своих капризов, беря пример с вас. Стоит ли потом удивляться, что такую же реакцию на ваш запрет вы получите уже от своего малыша? Разумеется – нет. Помните о том, что крик в адрес ребенка – это верный путь к его истеричности в будущем.

Ошибка №7 – отсутствие ограничений на время игр за компьютером и просмотр любимых мультфильмов


Способствуют возникновению истерик перевозбуждение и переутомление ребенка в результате длительных компьютерных игр.

Кто из нас в детстве не любил смотреть мультфильмы? Дети готовы смотреть мультики часами. Они запоминают сюжет, у них появляются любимые герои. Такое же «магическое» действие на ребенка оказывают и игры.

В определенной мере такие развлечения являются обучающими: развивается память, появляются новые увлечения, ребенок учится отличать положительного героя от отрицательного. Но всякое развлечение или обучение должно быть дозированным, и причин для этого множество: ребенок устает, перенапрягаются глаза и мышцы спины, а еще незрелая нервная система перевозбуждается. Такое накопление перевозбуждения непременно будет искать своего выхода и найдет его в систематических истериках.

Ошибка №8 – открытое выражение негативных эмоций и истеричности со стороны родителей

Некоторые родители не считают нужным сдерживать себя в присутствии ребенка при выражении негативных эмоций, возникающих в повседневной жизни из-за каких-то неприятных моментов. Например, вы потеряли ключи, разбили любимую чашку или наступили коту на хвост. Такие неприятные моменты могут вызывать ругань, крик или плач у многих из нас.

Многие мамы и папы оказываются в растерянности, когда их прежде спокойный и послушный малыш вдруг становится совершенно неуправляемым, закатывая истерики по малейшему поводу. Чаще всего это происходит, когда кроха перешагивает двухлетний рубеж. Истерики у детей 2–3 лет – явление совершенно нормальное, но, чтобы быть к ним готовым, лучше знать заранее, почему они случаются и как на них реагировать.

Причины детских истерик

Ребенок растет быстро и в какой-то момент начинает осознавать, что он личность, со своими собственными желаниями, далеко не всегда совпадающими с мнением и желаниями взрослых. Период становления собственного «Я» чаще всего приходится на 2–3 года, этим и объясняется пик истеричности в данном возрасте.

Желания есть, а выразить их, а тем более обосновать малыш пока не в состоянии. Он начинает упрямиться, противиться мнению взрослых. И при неумении облечь свой протест в словесную форму пользуется способом, к которому привык еще в младенчестве, – начинает громко плакать.

Ребенок с огромной скоростью познает мир, приобретает все новые навыки, начинает понимать все большее количество слов. И зачастую детская психика просто не в состоянии справиться с подобными изменениями, малышу требуется эмоциональная разрядка.

Что может спровоцировать истерику

Взрослым может казаться, что порой истерика возникает у ребенка на пустом месте. Но существуют определенные факторы, способные спровоцировать подобные состояния:

  • Конфликты в семье . Ребенок испытывает сильный стресс, когда ссорятся важные для него люди. Постепенно накапливается напряжение, которое может закончиться истерикой. Иногда таким способом кроха неосознанно пытается отвлечь взрослых от конфликта, переключая внимание на себя.
  • Изменения в привычном течении жизни . Дети – большие консерваторы, и внезапные изменения способны выбить их из колеи. Малыш впервые пошел в детский сад, семья переехала на новое место, родился младший брат или сестра – любое из этих событий вызывает эмоции и переживания, с которыми дети не всегда в состоянии справиться.
  • Потребность в родительской любви и внимании . Ребенок нуждается в ощущении близости и подтверждении любви к нему родных людей. Если родители, занятые своими проблемами, уделяют малышу недостаточно внимания, он не способен объяснить им свои переживания, но вполне может их показать, устраивая «концерты».
  • Непоследовательность в воспитании . Когда один из взрослых членов семьи запрещает что-либо, другим также следует придерживаться подобной линии поведения. В противном случае ребенок быстро поймет, кем можно манипулировать с помощью истерик. Запреты и правила должны быть выработаны в семье и неукоснительно соблюдаться.
  • Избыток впечатлений . Даже если они положительные, детской психике иногда трудно бывает справиться с большим объемом информации. Малыш утомляется, перевозбуждается, и результатом нервного перенапряжения может стать истерика.

Классификация истерик

Родителям следует научиться различать детские истерики разных видов:

  • Произвольные . В этом случае ребенок четко осознает, что и для чего он делает, он знает, какого результата хочет достичь. Это именно тот вид истерик, который нуждается в применении мер воспитания. При неправильной реакции и потакании со стороны взрослых истерики с целью манипуляции могут оказать негативное влияние на формировании характера ребенка.
  • Непроизвольные, или неконтролируемые . Они похожи на состояние аффекта, когда малыш практически ничего не видит, не слышит и не ощущает. В такой ситуации он способен нанести серьезный вред себе или окружающим. Объяснять что-либо ребенку в момент непроизвольной истерики бесполезно: слова просто не дойдут до его сознания.

Началось: правила поведения для родителей

  • При первых признаках возникновения истерики, когда ребенок начинает капризничать и проявлять недовольство чем-либо, нужно постараться отвлечь его внимание. Предложить ему игрушку, книжку, показать, что происходит за окном. Детская психика функционально подвижная, благодаря чему малыши могут быстро переходить из одного настроения в другое. Бывает достаточно показать крохе что-либо интересное, чтобы его внимание переключилось.
  • Необходимо сохранять полное спокойствие. Истерика произвольного типа всегда рассчитана на публику, которой являются родители. Если мама с папой игнорируют несносное поведение своего чада, истерическое состояние постепенно сойдет на нет. Здесь главное – не переусердствовать, чтобы не довести ребенка до отчаяния своим безразличием.
  • Нельзя идти на уступки. Уступив один раз, можно спровоцировать частые истерики в дальнейшем. Карапуз, получив желаемый результат, будет прибегать к проверенному способу снова и снова.
  • Не следует ругать малыша, шлепать, стыдить или повышать на него голос, это неверная тактика при любом типе истерики. Если ребенок громким плачем добивается чего-либо, эффекта такое родительское поведение иметь не будет, оно лишь покажет малышу, что мама с папой тоже не всегда в состоянии контролировать свои эмоции. Если же истерика непроизвольная, то ребенок просто ничего не услышит и не поймет.
  • При непроизвольной истерике единственная возможность прекратить ее – это снять психическое напряжение, чтобы малыш смог быстрее прийти в себя. Здесь важен тактильный контакт, хорошим способом будет взять кроху на руки, обнять покрепче и ласково поглаживать. Только после того, как ребенок успокоится и будет способен воспринимать слова, можно начинать с ним диалог.

Способы предотвращения истерик

Развиваясь, ребенок еще только учится управлять своим поведением и контролировать эмоции, поэтому всем детям приходится пройти через истерические приступы. Однако в силах родителей уменьшить частоту и тяжесть таких эмоциональных всплесков.

  • Соблюдать распорядок дня . Маленьким детям необходимо придерживаться четкого режима, это создает у них ощущение безопасности. Если ребенок голоден, устал и хочет спать, он с большой вероятностью может устроить истерику.
  • Предупреждать о грядущих переменах . В случае когда в жизни семьи и ребенка планируются какие-либо изменения, необходимо заранее подготовить к ним малыша. Если он должен впервые пойти в детский сад, следует заранее это обсудить, рассказать, чем он будет там заниматься, для чего это нужно. Таким образом, у крохи будет время приспособиться, что поможет снизить вероятность истерик.

    Когда в семье ожидается пополнение, ребенку следует объяснить, что ему не нужно ревновать к братику или сестричке, что мама с папой будут любить его по-прежнему. Разумеется, нужно уделять старшему достаточно внимания как до, так и после рождения второго малыша.

  • Твердо стоять на своем . Ребенок должен четко понимать, что с помощью истерик он не может манипулировать родителями. Если решение принято, оно не должно быть изменено под воздействием поведения малыша.
  • Запрещать только тогда, когда это необходимо . Прежде чем отказать ребенку в просьбе, следует подумать над тем, является ли запрет необходимым в данном случае. Например, если кроха не хочет гулять в парке, а рвется играть на детскую площадку, почему бы не пойти ему навстречу? Не нужно применять правила исключительно ради правил.
  • Предоставлять право выбора . Лучше избегать прямых указаний: это верная дорога к детскому бунту. Ребенок хочет самостоятельности, и родители вполне могут ее предоставить. Разумеется, в определенных пределах. Например, предложить малышу самому выбрать на завтрак кашу, которую ему хочется, или другую полезную альтернативу. Предлагая выбор, главное – правильно поставить вопрос, он должен включать конкретные варианты. Не нужно спрашивать кроху: «Что бы ты хотел съесть на завтрак?», иначе его ответ может совершенно не устроить маму.
  • Уделять достаточно внимания . Малышу необходимы родительское внимание и забота. Никакие игрушки, и уж тем более современные гаджеты не в состоянии удовлетворить эту потребность. Общение с родителями доставит ребенку гораздо больше радости и положительных эмоций, чем любая покупка.
  • Предоставлять время для игр . У маленького человека обязательно должно быть достаточно времени для самостоятельной игры. Во время этого процесса никто не должен отвлекать его и мешать, ведь он занят ответственным делом.
  • Использовать просьбы . Если ребенок начинает капризничать, можно подозвать его к себе и дать какую-нибудь вещь (игрушку, книжку и т. д.), попросив отнести ее папе или убрать куда-либо. Как вариант – попросить помочь в чем-то, малыш с удовольствием окажет посильную помощь, почувствовав себя взрослым и забыв о капризах.
  • Прояснять чувства . Ребенок часто не в состоянии выразить свои чувства. Родители могут помочь малышу, проговаривая и давая понять, что они их разделяют. Например: «Я понимаю, что ты злишься», «Я думаю, ты устал, мы долго гуляли». Это поможет крохе осознавать свои чувства, научиться говорить о них и контролировать их. Однако он должен знать, что есть ситуации, в которых определенное поведение недопустимо.

В каких случаях необходимо обратиться к врачу

Истерикам подвержены абсолютно здоровые дети, но есть ситуации, на которые следует обратить особое внимание. В отдельных случаях истерические приступы могут быть начальными признаками серьезных патологий, в частности аутизма. Необходима консультация врача, если:

  • есть факторы, которые могли привести к нарушению развития центральной нервной системы ребенка (выявление патологий во время беременности, тяжелые или ранние роды и т. д.);
  • малыш отстает в физическом, психическом развитии, присутствует темповая задержка в развитии речи;
  • ребенок слабо интересуется окружающим, может в играх часами повторять одни и те же движения, неадекватно реагирует на любое вмешательство в игру.

Частые истерики у малыша в определенном возрасте не являются признаком каких-либо отклонений, они свидетельствуют о возникновении у ребенка потребности в самостоятельности, в принятии собственных решений. Взрослым необходимо разобраться в причинах и выработать правильную тактику поведения. И тогда непростой период детских истерик пройдет не так болезненно для малыша и его родителей.

– состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

Общие сведения

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Причины истерик у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

Симптомы истерик у детей

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Осложнения

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

Диагностика

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром , психологом , врачом-психиатром , неврологом . Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков , нарушений сна , пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга , УЗДГ сосудов головы).

Лечение истерик у детей

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз и профилактика

Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

На вопрос, что такое истеричное поведение, мамы ответят, не задумываясь: агрессивность, громкие вопли, слёзы, неконтролируемые действия. Подобные признаки часто встречаются у детей от 2 до 5 лет.

В любом случае, у ребёнка любого возраста не оставит равнодушным ни его близких, ни очевидцев приступа. Как вести себя в подобной ситуации маме? Наказывать? Шлёпать? Игнорировать? Жалеть? Главное – сохранять спокойствие.

Истерический приступ у детей (неважно, в каком возрасте – в 2, 3 года, в 7 или 8 лет) характеризуется эмоциональным возбуждением, агрессивностью, которая может быть направлена на окружающих или на самого себя.

Ребёнок начинает рыдать, кричать, падать на пол или землю, стучать головкой о стену или расцарапывать своё тело. При этом он практически полностью «отключается» от реальности: не воспринимает слова других людей и не ощущает боли.

В особо тяжёлых случаях встречаются непроизвольные судорожные реакции, которые известны в медицине под названием «истерический мост». Тело малыша выгибается в виду дуги, а его мышцы становятся напряжёнными.

Следует отличать истеричный приступ и каприз. Первый характеризуется непроизвольностью. Капризное же поведение – это преднамеренный шаг, в основе которого желание обладать какой-либо вещью. Подобные приёмы частенько входят в «арсенал» детей, склонных к манипуляционным действиям.

Истерика у маленьких детей чаще всего обычно протекает по схожему сценарию и включает в себя несколько стадий. Каждая из них характеризуется определёнными симптомами, знать которые нужно обязательно, поскольку это поможет быстрее прекратить приступ.

Основные стадии истерического приступа у детей:

  1. Предвестники. Перед «концертом» ребёнок 2 или 3 лет начинает высказывать неудовольствие. Это может быть хныканье, сопенье, длительное молчание или сжимание кулачков. В этот момент истерику ещё можно предотвратить.
  2. Голосовая. На этом этапе ребёнок начинает кричать, причём так громко, что может напугать окружающих. Требовать остановиться бесполезно – он оторван от реальности и никого не слышит.
  3. Моторная. Начинаются активные действия ребёнка – бросание вещей, топанье, катание по земле или полу. Эта фаза представляет для малыша наибольшую опасность, поскольку он может травмироваться, ведь боли он не ощущает.
  4. Заключительная. Получив «разрядку», истеричные дети ищут поддержку и утешение у родителей. Малыши устали физически и морально, так как столь сильное эмоциональное потрясение забирает у них много сил.

Обессиленный ребёнок обычно быстро засыпает, причём его сон будет достаточно глубоким.

Кто более всего подвержен истерикам?

Психологи отмечают, что не все малыши одинаково склонны к истерическим припадкам. Частота и сила эмоционального всплеска определяется типом темперамента и высшей нервной деятельностью:

  • меланхолики. Это дети со слабой нервной системой, характеризующиеся повышенной тревожностью, часто сменой настроения. Истерит такой малыш часто, однако по причине слабости ЦНС скорее возвращается в нормальное состояние;
  • сангвиники. Дети с таким типом нервной деятельности в любом возрасте (что в 2 года, что в 7 или 8 лет) обычно пребывают в хорошем настроении. Истерики могут случиться, если причиной тому стал сильный стресс. Однако подобное бывает редко;
  • холерики. Такие ребятишки отличаются неуравновешенным характером и яркими эмоциональными вспышками. Истеричные приступы возникают у маленьких холериков внезапно, причём часто сопровождаются агрессивными проявлениями;
  • флегматики. Такие детишки уже в 4 года (и даже младше) характеризуются спокойным поведением и рассудительностью. У них процессы торможения преобладают над возбуждением, поэтому истерики практически не возникают.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на детские истерики будут жаловаться чаще мамы и папы маленьких меланхоликов и холериков, то есть детей с неуравновешенными типами нервной деятельности.

Прежде чем перейти непосредственно к факторам, которые провоцируют возникновение , нужно подробнее остановиться на особенностях развития трёхлетних ребятишек.

Примерно в 3 года (плюс-минус 7 или 8 месяцев) у детей начинается период, известный под названием «кризис трёхлетнего возраста». С этого момента ребёнок осознаёт себя отдельной от родителей личностью, у него появляется стремление к самостоятельности.

О таком психологическом явлении, как , более подробно можно узнать из другой статьи детского психолога. В этом материале множество полезных советов, в том числе и по борьбе с истеричным поведением ребёнка.

У всех детей подобный кризисный период может проявляться по-своему, но обычно психологи выделяют своеобразное семизвездие признаков:

Казалось бы, в 2 годика малыш был такой послушный, а сейчас начинает всё делать «назло»: снимает одежду, если его просят укутаться; бросает игрушку, если просят её поднять.

Истерики в это время встречаются достаточно часто, в особо тяжёлых ситуациях кроха капризничает по 7 или 8 раз на дню (конечно, классические истерические припадки бывают гораздо реже).

Когда ребёнку исполняется четыре года, истерики постепенно сходят на нет, поскольку в детском арсенале появляются другие, более совершенные методы выражения собственных эмоций и желаний.

Чтобы знать, как справиться с постоянными детскими истериками, необходимо иметь представление, из-за чего они возникают. Решение проблемы будет зависеть от того, что именно послужило спусковым механизмом истерической реакции.

Самой популярной подоплёкой истерики у малышей становятся конфликты, неизбежно возникающие в детско-родительских отношениях. Кроме того, не стоит забывать и о возрастных особенностях детей в 3 годика.

В общем и целом причиной истеричной реакции у трёхлеток могут стать несколько основных факторов:

Таким образом, у каждой истерики имеется какая-либо подоплёка. Стоит понимать, что трёхлетний ребёнок не собирается намеренно злить маму, напротив, собственный приступ тоже его пугает. Вот почему нужно правильно реагировать на детское поведение.

Если истерики у ребёнка 3 лет учащаются, советы психолога будут как нельзя кстати. И самая важная рекомендация – не допускать истерического припадка. То есть ваша цель – не борьба с реакцией, а её предупреждение и смягчение тяжести вспышек:

  1. Важно поддерживать . И малыши в 3 годика, и дети в 7 лет ощущают себя в безопасности, если следовать чёткому дневному распорядку. Поэтому нужно стараться укладывать ребёнка днём и вечером в определённое время.
  2. Нужно готовить ребёнка к грядущим изменениям. Например, предупреждать о будущем посещении садика нужно не тогда, когда малыш переступает впервые порог дошкольного учреждения, а за несколько недель до события.
  3. Необходимо твёрдо следовать своему решению. Не нужно менять своё твёрдое решение в ответ на истерики и капризы. Чем старше ребёнок, тем больше его плохое поведение превращается в способ манипуляции. К 7 или 8 годам вы попросту не справитесь с юным манипулятором.
  4. Следует пересмотреть запреты. С другой стороны, нужно провести «ревизию» ограничений и оставить только действительно жизненно важные. А вот от необязательных запретов лучше отказаться. Кто сказал, что делать бутерброды нельзя, если обед задержался?
  5. Стоит предоставлять детям выбор. Трёхлеткам важна самостоятельность и независимость, которую можно обеспечить обычной альтернативой. Ребёнок может сам решить, какую кофточку надеть на прогулку – синюю либо жёлтую.
  6. Пробуйте уделять максимум внимания. Дети стремятся получать родительское внимание любыми способами, даже плохими. Старайтесь тратить побольше времени на ребёнка и откликаться на его стремление побыть рядом с вами.

Важно внимательно отслеживать, как ребёнок реагирует на развитие ситуации. Если вы замечаете предвестники истерического поведения (поджатые кулаки, хныканье, грозное молчание), лучше сразу переключить интерес малыша на что-то другое.

Как прекратить истерику у ребёнка?

Если истеричный приступ ещё не зашёл слишком далеко, малыша можно отвлечь необычным предметом или внезапным поступком. Такой метод изредка срабатывает, однако следует знать и другие приёмы, позволяющие снизить накал страстей:

Не стоит думать, что после первого же применения одной из вышеописанных рекомендаций истерики исчезнут. Некоторые мамы думают, что как только они выйдут из комнаты, ребёнок успокоится. Такое попросту невозможно, поскольку для формирования новой привычки потребуется время.

Что делать после истерики?

Нужно понимать, что работа с ребёнком начинается именно после окончания истерических реакций. С ними следует разбираться последовательно и поступательно, если вы, конечно, не хотите, чтобы они повторялись вновь и вновь.

Прежде всего, необходимо научить ребёнка социально приемлемым методам выражения своих чувств и стремлений. Лучше всего это делать через сюжетно-ролевые игры или чтение специальной литературы – сказочных историй и стихотворения.

Также следует донести до детей мысль, что не всегда они смогут получить то, что им хочется. Тем более желаемое не достигается с помощью таких нежелательных поступков, как вопли, слёзы, дрыганье нижними конечностями.

Всегда объясняйте маленькому «хулигану», как сильно огорчил вас его поступок. Обязательно продемонстрируйте, что ваша любовь к нему безусловна, однако истерики заставляют вас испытывать массу неприятных эмоций.

Детские истерики нередко закрепляются в поведении ребёнка и превращаются в привычку. Поэтому быстро такую проблему не решить. Кроме того, продолжительность переобучения будет зависеть от типа темперамента малыша. Сложнее всего придётся с маленькими холериками.

Чаще всего через шесть или восемь недель регулярной работы родителей истерики у ребёнка прекращаются. Однако в редких случаях подобное поведение не только не прекращается, но и становится всё более частым или тяжёлым.

Истерики у ребёнка 4-х лет – всё-таки скорее редкость, нежели обыденность. Поэтому если в этом возрасте истеричные приступы повторяются, можно предположить наличие болезней нервной системы.

К детскому невропатологу стоит обратиться, если:

Если медицинское обследование не обнаружит отклонений в здоровье, то, скорее всего, проблема может находиться в сфере детско-родительских отношений или в неадекватной реакции близких на поведение малыша.

Не следует давать ребёнку успокоительные препараты по собственному желанию. Неадекватная медицинская терапия может навредить малышу, поэтому проводить лечение можно лишь после осмотра у невропатолога и только назначенными лекарственными средствами.

В качестве заключения

Ответ на вопрос, как бороться с истериками ребёнка, волнует многих родителей. Особенно актуальной эта проблема становится, когда малышу исполняется три года.

Специалисты убеждены, что капризы и лёгкие истерические приступы не являются отклонением от нормы в трёхлетнем возрасте. Этот период характеризуется кризисными явлениями, которые и становятся источником проблемного поведения.

Обычно после окончания кризисного периода пропадают и истеричные припадки. Если же они повторяются после 4 — 5 лет, лучше обратиться к специалистам, которые подтвердят или развеют сомнения.

В целом же важно реагировать правильно на неоднозначные детские поступки. Родителям следует больше общаться с ребёнком, обучать его управлению своими эмоциями, демонстрировать свою безусловную любовь.

В этом случае истерики ребёнка утратят остроту и яркость, а, значит, в скором времени малыш прекратит использовать их в качестве инструмента давления на родителей. Следовательно, совсем скоро в семье воцарится спокойствие и мир.

Чрезвычайное нервное возбуждение, выражающееся у детей в плаче, катании по полу, безудержных воплях, в беспорядочном размахивании конечностями, соотносится с приступом истерики.

Если случаются истерические приступы у детей, то бессмысленно пытаться достучаться до них обычными методами, что-то доказывая или объясняя, ведь он, понимая эффективность подобного воздействия на взрослых, пользуется истерикой вполне осознанно для получения желаемого.

Первопричины детской истерики

Прежде всего, первопричины детской истерики скрываются в конфликте детских и родительских интересов, поскольку с взрослением у малыша возникают собственные желания, зачастую идущие вразрез с желаниями взрослых.

Типичными ситуациями, провоцирующими истерические приступы, являются:

  • неумение вербального выражения личностного неудовлетворения;
  • желание любым способом сконцентрировать на себе внимание;
  • стремление получить нечто абсолютно необходимое и сию минуту;
  • болезненное или после болезненное состояние;
  • неумеренная забота со стороны взрослых, соседствующая с патологической строгостью;
  • слабовыраженное отношение взрослых к поступкам ребенка;
  • отсутствие системы поощрения и ;
  • прерывание занятия, которое изначально интересно.

Как вести себя при появлении истерик?

Чаще всего родители теряются и не знают, как себя вести при появлении истерик. А ведь именно от их поведения будет зависеть, насколько эффективно они смогут справляться с ними в последующем. Не стоит стремиться, во что бы то ни стало прекратить истерику, ублажая малыша, она закончится сама собой, если относиться к ней спокойно и соответствующим образом на нее реагировать.

Однако лучше всего истерику не допускать, т.е. борьба с истерикой – это борьба с возможными причинами, реагировать на нее нужно еще до возникновения. Поэтому лучше всего научиться вычленять из поведения ребенка те моменты, которые явно предшествуют возгоранию истерического припадка. Ведь нередко бывает и так, что капризы малыша, ей предшествующие, невыполнимы в силу объективных причин (ребенку хочется конфет, а их дома нет, ребенку хочется на улицу, а там – ливень).

Стоит заметить, что часто истерические приступы у ребенка вспыхивают непроизвольно, из-за неумения его управляться с собственными эмоциями. В период приступа малыш дико кричит, расцарапывает лицо, начинает стучаться головой в стену, либо в пол кулаками. Достаточно часто приходится сталкиваться с появлением непроизвольных судорог, называемых «истерическим мостом», при них тело ребенка изгибается дугой.

Следует принимать во внимание и тот момент, что из-за выраженно яркой эмоциональной окраски, истерика может подкрепляться проявлениями агрессии и крайнего раздражения, которые пропадают если исчезает внешняя заинтересованность.

В большинстве случаев, первые признаки истерики возникают вскоре после года, а своего максимума достигают примерно в 2,5-3 года от роду. Чтобы избежать истерики, следует стараться распознавать ее признаки, когда ребенок, например, начинает хныкать, поджимать губы и сопеть. Очень полезно уловить этот момент и успеть переключить внимание на какой-либо объект, способный заинтересовать ребенка и отвлечь его.

Отвлекающим объектом может быть и книга, и игрушка, и переход в другое помещение, и выглядывание в окно, чтобы увидеть и обсудить, что там происходит. Все эти методы становятся бессмысленными, когда приступ истерии уже начался. Поэтому, прибегая к некоторым приемам, все же удастся снизить повторяемость приступов, если не совсем их прекратить.

Что делать при приступе истерики у ребенка:

  • Соблюдать режим и гарантировать отдых ребенка, избегая его переутомления.
  • Выделять для игр достаточно времени.
  • Прояснять малышу возникающие у него чувства, например: «Ты рассердился из-за того, что мы не пошли гулять». В последующем это даст возможность ребенку высказывать свое , не доводя его до истерик.
  • Дать ребенку понимание того, что существуют конкретные пределы, нарушение которых недопустимо в принципе.
  • Стараться вести себя так, чтобы ребенок мог проявить свою самостоятельность, понимая, что он уже достаточно взрослый для совершения некоторых дел.
  • Оставлять за малышом право выбора, особенно когда это не идет в разрез с основными планами, т.е. дать ему возможность выбрать, где гулять – в парке или во дворе, например.
  • Если выбор отсутствует как таковой, то о предстоящем действии сообщать как о констатации факта: «Мы идем в магазин».
  • Когда ребенок уже начал плакать, то можно попросить его найти и принести какую-нибудь его любимую игрушку.

Причины истерики до двух лет

До 1,5 лет каприз – форма проявления усталости и перенапряжения, после и до двух лет – попытки манипулирования с целью достижения личных притязаний. К этому возрасту ребенок уже осознал значение слова «нет» и начинает им активно пользоваться, а, не добиваясь результата, переходить к жесткому протесту, выражающемуся в истерических припадках, что вводит большинство родителей в ступор. Вот в этом и кроются основные причины истерики до двух лет.

Как реагировать? Стараться предотвратить, тем более что истерике нередко сопутствует упреждающий каприз типа: «Хочу и все тут, не буду никогда, дай сейчас же, купи немедленно». Если упредить не удалось, то не пытаться успокоить, это только раззадоривает и стимулирует продолжение. Нельзя ребенка бросать в приступе истерики, это его может только напугать. Твердость, непоколебимость и спокойствие – вот главные критерии поведения в создавшейся ситуации.

Еще один принцип – не уступать, поскольку в этом случае однажды удавшийся опыт может быть транслирован и на дальнейшее поведение с родителями. Физическое наказание – тоже не метод, можно лишь усугубить ситуацию.

Игнорирование требований в сочетании с крепкими объятиями малыша, с повторением ему о своей любви, могут удержать его от срыва. Но если он вырывается и при этом злиться, не стоит удерживать его силой, лучше отпустить. Когда он противиться тому, чтобы остаться с кем-то из взрослых, когда родителям необходимо уйти, следует уходить сразу, не оттягивая момент ухода.

Истеричный ребенок в три года

Это период, когда возникает желание ощущать себя взрослым и уж тем более – самостоятельным. Истеричный ребенок в три года начинает осознавать себя личностью и нередко этот возраст сопровождается беспримерным упрямством и негативизмом, ярко выраженным своеволием. Время, характеризуемое фразой: «Всему вопреки, все наперекор».

Истерика? Отучить от них возможно, но без попыток сломить, без фокусирования на признаках плохого поведения. Вместе с тем ребенок не должен ощущать, что истерикой вообще можно чего-то достичь. Наиболее правильным будет стремление переключения внимания на что-то другое, например, на совместную игру, на просмотр мультиков. Естественно, что на пике истерики это делать уже совершенно бессмысленно.

Будет полезным для предотвращения истерик научиться уходить от тех ситуаций, которые могут их спровоцировать. В частности, избегать положений, когда ребенок может сказать свое веское: «Нет!» Весьма правильным будет формирование ситуации, когда якобы есть выбор, хотя на самом деле он отсутствует. Например: «А давай погуляем. Ты где хочешь развлечься, во дворе или в парке?»

При достижении четырехлетнего возраста припадки истерии постепенно проходят и связано это с тем, что ребенок в достаточной степени начинает владеть речью и уже словами может высказать свое недовольство или желание.