Что нужно для подготовки детей к школе. Как организовать подготовку малыша к школе

Поступление в школу — это довольно волнительное время для любого родителя, ведь их ребенок переходит на новый этап развития и социализации! Как именно все пройдет? Получится ли у маленького справиться со школьными предметами? Сможет ли он адаптироваться к новой среде?

Чтобы все прошло гладко, можно подготовить ребенка к школе заранее. Давайте детально разберемся в том, когда нужно приступать к занятиям, какими именно они должны быть, и стоит ли отдавать малыша в подготовку или можно сделать это самостоятельно на дому.

Когда начинать подготовку?

Психологи говорят, что начинать подготовку к школе можно уже с 3,5-4 лет, тем более, что первые шаги к образованию вы уже, скорее всего, сделали: начали учить малыша читать и считать.

Именно в 3,5-4 года в ребенке формируется яркая личность. Конечно, он еще многого не умеет и не знает обо всем на свете, забрасывая вас вопросами: «Почему?» и «Как?».

Но именно сейчас в нем активно развивается логическое и пространственное мышление и активизируется память, потому упускать этот благодатный период крайне нежелательно.

Психологическая готовность

Любой ребенок должен быть подготовлен к школе не только умственно, но и с точки зрения психологии. Это значит, что в нем все должно находиться в равновесии, а именно:

  • личностная и социальная готовность;
  • волевая сфера;
  • явная мотивация к обучению.

Другими словами, юный ученик должен стремиться к походу в школу сознательно. Он должен желать получения новой информации, думать об этом этапе взросления и хотеть учиться выстраивать отношения в новом коллективе.

Что за чудо - школа?

В первую очередь стоит объяснить малышу, что такое школа, чем она отличается от садика, что означает на практике загадочное слово «уроки» и почему так важно слушать то, что говорит учитель.

Попытка визуализации

Необходимо понять внутренние ощущения ребенка и узнать, как он относится к школе. Для этого попросите его нарисовать ее в деталях и рассказать о том, какая она.

Какие уроки проходят в школе? Большие ли там перемены? Получают ли ученики оценки и нравится ли им там находиться? Пусть ребенок расскажет вам, какая там работает учительница — строгая или добрая, нравится ли ему она или нет.

Во время повествования вы получите ответы на свои вопросы: чего боится ребенок, из-за чего тревожится, чего опасается. Все эти моменты стоит обсудить с ним после рассказа и разыграть варианты выхода из разных ситуаций.

Пугать нельзя!

Не давите на ребенка психологически, не пугайте строгой дисциплиной или тем, что станете ругать его за плохие отметки. Это явно не стимулирует его к хорошему восприятию нового места обучения.

Лучше расскажите ребенку о том, что ему предстоит узнать о мире много интересного, а если в этот период он столкнется с трудностями, то всегда сможет рассчитывать на вас.

Для чего ребенку школа?

Объясните малышу, что его главной задачей станет не получение хороших оценок (хотя и это важно), а получение новых знаний, которые он в дальнейшем будет использовать в свое благо.

Например, сможет устроиться на работу, получать заработную плату и покупать то, что захочется - то есть, стать по-настоящему взрослым.

Все и сразу?

Не пытайтесь напичкать малыша обилием информации и дать ему все и сразу: много знать не означает любить учиться. Лучше развивайте в нем любознательность и умение подходить к урокам творчески. В результате малыш поймет, что учиться — это довольно увлекательно и вообще не страшно.

Самостоятельность — всему голова!

Очень важно, чтобы малыш овладел такими важными качествами, как ответственность и самостоятельность. Специальных тренировок для этого проводить не нужно — это же не армия! Достаточно доверять ребенку несложные задания и давать шанс справиться самостоятельно с тем, что ему по силам.

Можно, к примеру, поручить ему уход за цветами, которые вы купите вместе с ним. Обсудите с малышом правила и особенности заботы о растениях и объясните, что случится с цветочком, если его не поливать и не окучивать.

Чтобы малыш не забывал этого делать, прикрепите бумажку с напоминанием на холодильник.

Похвала — лучшее благо

Обязательно хвалите малыша за успехи, подчеркивая тот факт, что он знает уже очень много. Только ни в коем случае не приводите в пример других, более «развитых» детей, чтобы малыш не чувствовал себя не слишком успешным на фоне их достижений.

Он должен знать, что если у него что-то не получается, нужно попробовать сделать это еще раз.

Идем за знаниями: расписание занятий

Итак, психологическая подготовка малыша идет полным ходом, пора браться и за учебный процесс. Для этого развивайте в ребенке усидчивость, умение жить по графику и строгую дисциплину.

Собственно уроки стоит проводить 5 дней в неделю, а два последующих дня отдыхать и резвиться.

Расписание занятий может быть, например, таким:

  1. Понедельник: правописание и чтение;
  2. Вторник: рисование и математика;
  3. Среда: снова математика, снова правописание и, как бонус, аппликация;
  4. Четверг: чтение, английский (или другой иностранный язык) и лепка;
  5. Пятница: чтение и иностранный.

Сколько заниматься?

Ближе к пятилетнему возрасту занятия такими трудными предметами, как математика или английский, в домашних условиях должно проходить не более 20 минут. На остальные уроки можно отвести чуть больше времени - минут 25.

При этом переменки между уроками нужно сокращать: если сначала они будут большими - по часу, то потом стоит сделать их двадцатиминутными. Это поможет ребенку хорошо усваивать материал, не испытывая стресса от перестройки к новой жизни.

Методика обучения: как проводить уроки?

Давайте разберемся в том, как именно стоит учить ребенка. Советы по обучению малышей на дому для удобства приведены на примере особо значимых уроков.

Уроки чтения

Как только ваш ребенок изучит буквы и слоги, можно переходить к чтению, чтобы весь дальнейший процесс подготовки проходил успешнее.

Изучение букв стоит проводить в алфавитном порядке, а чтение - со знакомства с маленькими сказками. Для начала малыш может находить в тексте уже изученные буквы.

Пересказывайте ему прочитанное и просите повторить это еще раз, но уже самостоятельно. В помощь к изложению - 3 вопроса, на которые малыш должен коротко ответить.

Уроки правописания

Уроки правописания лучше проводить в таком же порядке, как и чтение, чтобы усвоение пройденного проходило успешнее. По мере ознакомления с материалом можно переходить к чтению простых слогов, чтобы потом попробовать их написать.

Если вы не будете отступать от этих принципов обучения, к 5 годам малыш станет довольно хорошо читать и писать. Обязательным условием является и то, чтобы ребенок работал с тетрадями для письма в линейку, а для математики - в клетку.

Уроки математики

Осваивать счет лучше всего на примере конфет, игрушек и членов семьи, при этом сначала стоит изучить целые числа. Несложные задачки по математике тоже лучше приводить на наглядном материале — на тех же конфетах.

Также можно учить числа сразу парами: 3 и 4, 5 и 6. Ребенок должен не только запоминать их, но и пытаться написать впоследствии. Обязательно повторяйте пройденный материал на следующий день, только не очень долго — не более пяти минут.

Различные геометрические фигуры лучше учить на примере того же печенья, которое сейчас выпускается в самых разных формах. Постепенно вы перейдете от «продуктов питания» к начертанию фигур в тетрадке.

Уроки ИЗО

Уроки рисования — отдушина для ребенка, потому проводить их нужно обязательно. Это может быть не только творчество в альбомах, но и аппликация, и лепка.

Здесь же можно заниматься изучением геометрических фигур, о которых мы говорили выше, и рисовать их в альбоме.

Учите малыша пользоваться красками, чтобы картины при этом не выглядели промокашкой непонятного цвета. Показывайте, как можно заштриховать рисунок карандашом или освоить технику рисования мелками.

Уроки иностранного языка

Залог успеха в изучении языка — использование ярких картинок и иллюстраций. Лучше всего, если вы начнете осваивать тот язык, который сами изучали в школе, иначе придется воспользоваться услугами репетитора.

Урок может длится минут 15, во время которого вы должны говорить с малышом на иностранном языке, сопровождая свои слова действиями. Такая форма обучения считается наиболее действенной для дошкольного возраста.

Как только урок подойдет к концу, закрепите пройденное показом мультфильма на иностранном языке.

Никогда, и это очень важно, не занимайтесь подготовкой малыша к школе «из под палки». Надо ли объяснять, что ни к чему хорошему это в итоге не приведет?

Поиграем в школу

Заинтересуйте ребенка, а еще лучше создайте вокруг него целый учебный коллектив. Например, пригласите в гости деток того же возраста и поиграйте в школу.

Требования по графику

Как только вы увидите, что малыш достиг каких-то успехов, аккуратно начинайте требовать от него результатов — сначала ненавязчиво, потом более активно. Такой подход к учебе пойдет малышу на пользу.

Стоит ли отдавать ребенка на подготовительные курсы?

Многие родители, дети которых приближаются к школьной поре чудесной, постоянно думают о том, как подготовить ребенка к школе дома. Не лучше ли будет отдать его для этого на подготовительные занятия?

Успокойтесь, ведь вы сами можете сделать это — было бы только желание!

Каких детишек стоит отдать на курсы обязательно?

В группу исключений, для которых курсы будут предпочтительней, чем домашняя подготовка к школе, входят:

  1. Малыши, которые не ходили в садик, мини-центры и любые другие дошкольные учреждения, так как социальная адаптация для них еще даже не началась.
  2. Застенчивые ребятишки и особенно в том случае, когда подготовительные занятия ведут те же учителя, кто в будущем станут для них преподавать предметы в младшей школе.
  3. Дети, у которых мало друзей. На подготовительных уроках малыши найдут для себя настоящих товарищей и при переходе в школу смогут избежать возможных стрессов.

Если же ваш ребенок отлично адаптирован к социуму, можно не прибегать к помощи подготовительных групп. Тем более, что в наши дни во всех садиках начинают готовить детей к школе задолго до поступления.

Ваши же занятия на дому станут для малыша хорошим подспорьем, которое поможет ему подготовиться к школе неспеша, интересно и очень результативно.

Подготовка детей к обучению в школе — фундамент для будущей успешности. Это ответственный период в жизни не только ребенка, но и каждого родителя. Начальная школа представляет собой переломный момент на пути становления маленькой личности. Изменяется режим и ритм жизни, появляется ответственность за свои действия, маленькие, но первые обязанности. Все это в целом вызывает стресс у ребенка, и то, как он с ним справится, во многом зависит от правильной подготовки. Специалисты Coral Family знают, как организовать незабываемый семейный отдых и помочь успеть подготовиться к школе.

Что подразумевает готовность к школе?

Подготовка ребенка к школе состоит из трех компонентов:

Социальная — умение адаптироваться в социуме;
. интеллектуальная — базовые навыки чтения, письма, счета;
. эмоциональная — готовность ребенка быть самостоятельным и ответственным.

В большинстве случаев тестируется только интеллектуальная составляющая. Коммуникативный навык, а также эмоциональная готовность остаются «за бортом». Однако психологи не устают повторять, что именно социальная «зрелость» дошкольника сулит ему успех в обучении. Чтобы дети успешно «грызли гранит науки», им должно быть в школе эмоционально комфортно.

Главная цель начальной школы — научить детей считать, писать и читать. Возникает логический вопрос: зачем тогда всему этому учить ребенка перед 1 классом? Как говорят педагоги, базовые навыки составляют необходимую основу для их успешного овладения. Не секрет, что разным детям для запоминания одного и того же материала требуется разное время. Школьная программа ориентирована на средний уровень. Чтобы все детки укладывались в заданный темп, необходима дошкольная подготовка.

Следующая составляющая — умение ребенка общаться, выражать свои мысли, контактировать с социумом. Психологи такую подготовку ставят на первое место. Малыш, который умеет писать и читать, но плохо адаптируется в коллективе, всегда будет «белой вороной». Вот почему важно, чтобы перед школой дети посещали сады, развивающие центры или кружки. Только находясь в коллективе, ребенок учится выстраивать отношения и получает необходимые коммуникативные навыки.

Как родителям подготовить ребенка к школе?

Многих родителей волнует вопрос: можно ли подготовить ребенка к школе самостоятельно? Однозначного ответа психологи и педагоги не дают, потому что немало примеров успешных детей, которые обучались дома. Однако есть большие риски в развитии коммуникативного навыка. Отказываться полностью от детского сада или дошкольного учреждения не стоит. Даже родители с необходимыми педагогическими навыками не смогут заменить ребенку общение со сверстниками.

Если малыш по каким-либо причинам не посещает детский сад, подготовку необходимо организовать дома и дополнительно посещать специальные курсы. Вливать ребенка в коллектив психологи советуют как можно раньше. В идеале с 3-4 лет. Для начала это могут быть различные творческие кружки, чуть позже — развивающие группы для дошкольников. Стоимость курсов зависит от насыщенности программы обучения. Базовые интеллектуальные навыки помогают развивать индивидуальные занятия с репетитором. С помощью компьютерных технологий их можно проводить онлайн.

Домашние занятия

1. Обучение как игра. Педагоги и психологи рекомендуют начинать первые занятия в игровой форме. Не нужно сразу сажать ребенка за тетрадь или за книгу. Считать начинайте во время прогулки или игры: «давай посчитаем кубики», «давай узнаем, сколько на дереве сидит ворон» и прочее. Начинать изучать буквы также желательно в привычных бытовых ситуациях, например, во время похода в магазин. Задача родителей — заинтересовать ребенка процессом обучения.
2. Мини-уроки. Первые занятия должны длиться не более 15 минут.
3. Метод пряника. Хвалить ребенка нужно не только за правильные ответы, но и за стремление учиться. Поощряйте и мотивируйте тягу к знаниям приятными бонусами: «Давай сейчас почитаем и потом посмотрим мультик». Никогда не ругайте и не наказывайте малыша, если он отказывается читать или у него что-то не получается.
4. Смена деятельности. Важно помнить, что у деток чрезвычайно подвижная психика. Усидеть на месте 15-20 минут для них сложно, не говоря о том, что и не полезно. Чередуйте занятия по чтению или письму с активными играми, физическими нагрузками, математику с рисованием и т.д.
5. Повторение — мать учения. Не переходите к новому материалу, пока малыш не усвоит предыдущий. После начала новых «уроков» возвращайтесь к изученному. Практикуйте повторение не только во время уроков. Например, во время прогулки попросите ребенка вспомнить таблицу умножения.
6. Используйте практические занятия. Дети плохо усваивают материал в теории, поэтому все новое подкрепляется практикой и визуализацией. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями, используйте практический материал.
7. Современная школа. Подбирайте учебный материал в соответствии с действующей школьной программой.

Уроки математики

Счет и элементарные математические действия развивают мышление и логику детей. Обязательно необходимо практиковать уроки математики дома. Вот советы по организации такого обучения:
. Начинайте счет знакомых предметов в игровой форме: конфеты, фрукты, игрушки. Постепенно переходите на специальные карточки и счетные палочки.
. Изучайте приемы сложения и вычитания на примере предметов: 5 яблок + 1 = 6 яблок, 2 конфетки - 1 конфетку = 1 конфетка. Обязательная визуализация.
. Изучайте предметы геометрии на примере знакомых предметов и во время их прорисовки.
. Превратите примеры в увлекательную игру.

Уроки письма

В школе дети достаточно много пишут, поэтому важно подготовить кисть малыша к нагрузкам.
. Начинайте уроки письма с 5-минутных занятий, постепенно увеличивая время до 15-20 минут.
. Тренируйте кисть с помощью прорисовки предметов сначала по шаблону, затем самостоятельно.
. Развивайте мелкую моторику с 2 лет: лепка из пластилина, мягкое тесто, перебирание крупы, вырезание по контуру.
. Обучение письму начинайте с печатных букв.
. Выполняйте гимнастику для пальцев.

Уроки чтения

Изучение букв и чтение — это основа формирования словарного запаса ребенка, умения общаться. Только тогда можно переходить к изучению других предметов, когда малыш научится читать.
. Начинайте чтение с изучения букв алфавита: показывайте буквы на вывесках, лепите их из пластилина, прорисовывайте.
. Создавайте ассоциации с буквами, используйте сравнение: Д — дом, О — окно.
. Закрепляйте обучение буквы ее поиском.
. Учите ребенка пересказывать прочтенный текст, повторяйте слова героев, тренируйте память.

Уроки творчества

Если ребенок не посещает творческие кружки, необходимо дома каждый день заниматься творчеством.
. Научите правильно пользоваться красками, карандашами, фломастерами, мелками.
. Покупайте раскраски.
. Практикуйте рисование, лепку, аппликацию.
. Учите подготавливать рабочее место и затем его убирать.

Рассказывайте, какие приоритеты он получит, будучи школьником: будет общаться с детками, станет самостоятельным, будет «взрослым» и прочее.
. Общайтесь с малышом на тему школьных лет, вспоминайте своих учителей, читайте школьные рассказы. Ребенок должен понимать, что обучение — это обязательный этап в его жизни.
. Интересуйтесь мнением сына или дочки, позволяйте отстаивать свою точку зрения.
. Играйте в «Школу», проигрывайте различные моменты: выступление перед доской, рассказ стиха, позвольте ребенку быть в роли учителя.
. Приучайте с ранних лет все начатые дела доводить до конца.
. Приучайте к самостоятельности в действиях и решениях.
. Моделируйте конфликтные ситуации и вместе находите их решение.

Проверить, насколько ребенок психологически и интеллектуально готов к школе, можно с помощью специальных педагогических методик. Их используют при тестировании дошкольников во время собеседования. Пример подобного теста смотрите на видео.

В школу, как на праздник

Ребенок с удовольствием пойдет в первый класс, если его не только подготовить, но и настроить. Родители часто допускают ошибки, после чего дети сталкиваются с разочарованиями и потерей интереса к обучению. Как этого избежать, специалисты Coral Family подготовили схему.

Что не делать?

1. Не стоит доподготавливать ребенка к школе в последнее лето. Не формируйте негативные ассоциации с процессом обучения еще до его начала.
2. Не обещайте, что школа будет лучшим периодом жизни. Пусть малыш сам решит.
3. Не передавать свое волнение. Ребенок считывает тревогу и эмоциональное состояние родителей.
4. Не пускайте процесс подготовки на самотек. Проверяйте и контролируйте готовность, даже когда ребенок посещал садик или подготовительные курсы.

Что делать?

1. Повысьте статус ребенка. Сделайте событие радостным и положительным. Поздравьте с новым этапом жизни.
2. Устройте школьный шоппинг. Пойдите вместе с ребенком в магазин и купите все необходимое для школы. Пусть сам выберет себе ранец или пенал.
3. Приучайте к новому режиму за 2-3 недели до начала учебного года. Будите и укладывайте спать ребенка постепенно сокращая время на 5-10 минут от привычного графика.
4. Проговариваем обязанности, с которыми столкнется ребенок в школе. Подготовка домашнего задания или посещение продленки не должны быть неожиданностью.
5. Укрепить иммунитет. Свежий воздух, физические нагрузки, активные игры и витамины - лучшие спутники будущего школьника. Начните подготовку организма за 1,5 месяца до 1 сентября.

1. Мотивируйте обучение . Дети теряют интерес к школе уже примерно через месяц: пик активности проходит, заканчивается период адаптации, появляется усталость. Интересный отдых — действенная мотивация. Например, вместо первого урока съездить попить горячий шоколад или на выходных отвезите в луна-парк. Как результат, школьник опять доволен и вприпрыжку бежит в школу.
2. Разрешайте иногда не ходить в школу. Дети, как и взрослые, нуждаются в «передышке». 2-3 дня внеочередного выходного не изменят успеваемость, но зато школа не будет «непосильным грузом». Проведите выходной вместе за полезным и интересным занятием (поход в театр, цирк, в парк). Это будет куда полезнее, нежели малыш на уроках будет придумывать версию, как «проканторить».
3. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Почаще посещайте уроки, вместе готовьте домашние задания. Создайте доверительные отношения.
4. Не нагружайте дополнительными занятиями . В первые полгода школы первоклассник не должен посещать дополнительные кружки и секции, кроме спортивных.
5. Не ругайте за первые плохие отметки. Поддерживайте школьника в начинаниях и не ставьте хорошие отметки как первостепенную задачу обучения.
6. Помогите подтянуться к «отличникам». Не загоняйте с первых классов ребенка в статус «троечника». Если что-то не получается, уделите предмету больше внимания, обратитесь за помощью к учителю или репетитору.
7. Смягчайте школьный стресс. Не нагружайте ребенка домашними заботами и обязанностями хотя бы в первые месяцы учебы. Не ругайте, если он забыл помыть после себя посуду.
8. Время отдыха. Перерыв между занятиями должен быть два часа. Однако это не время для личного чтения или игры за компьютером. Время отдыха школьник должен проводить на свежем воздухе за активными играми.
9. Правильный сон и полноценное питание. Режим — основа обучения. Не заставляйте ребенка сидеть за уроками сверх нормы, даже если он что-то не успел сделать. Нельзя обучение ставить в приоритет над сном.
10. Общение в коллективе. Позволяйте ребенку после уроков оставаться в компании одноклассников. По возможности приглашайте детей домой. Общение со сверстниками необходимо для развития и становления личности школьника. Если у ребенка нет друзей и он ни с кем не общается, есть повод записаться к психологу.

Ребенок растет, и рано или поздно приходит время, когда родители задумываются о подготовке к школе. Нужна ли она, и если да, то в чем должна заключаться? Требуются ли обязательно специальные занятия или можно справиться дома самим?

Школа - это серьезно!

Знайте, что предстоящая смена образа жизни - серьезный стресс для ребенка, не меньший, чем для нас переход на другую работу. Родительские волнения понятны - от хорошего начала школьной карьеры зависят все последующие успехи.

Когда первые дни ребенка в школе удачны, он слышит похвалу педагога - это огромный положительный стимул. Позитивный опыт закрепляется и становится основой жизненного пути.

Все родители решают одни и те же вопросы. В какую школу отдать ребенка? В каком возрасте - с шести лет или с семи? А, может, поближе к восьми? Как узнать заранее, справится ли малыш с учебной нагрузкой? Как подготовить ребенка к школе, чтобы свести неизбежные трудности к минимуму? Эти вопросы возникают примерно за год до первого школьного дня малыша.

Что подразумевается?

Любой родитель считает, что его ребенок к школе готов. Кто-то опирается на начитанность, сообразительность, логику малыша. Другие спокойны, так как успели научить ребенка читать по слогам и немного писать. Третьи уповают на самостоятельность и общительность сына или дочки. Четвертые - на воспитание и послушание.

Но развитие - еще не все. Очень важно умение соответствовать школьным требованиям, работать в группе, контактировать с другими детьми. То есть речь идет не об абстрактной готовности, а о возможности успешного обучения по определенной программе и в конкретном коллективе.

Когда лучше начинать?

Кто бы что ни говорил, начинать обучение лучше в 7 лет. Многочисленные рассуждения о раннем детском развитии не всегда совместимы с реальной жизнью. Даже умному и творческому ребенку проблемы со здоровьем могут закрыть возможность обучения с 6 лет. Не понимая этого, родители рискуют нанести вред своему отпрыску.

После пяти лет у детей начинают складываться важные для будущего обучения потребности. Это стремление заниматься серьезной деятельностью, общаться с ровесниками и стремиться к успеху. А также быть хорошим в глазах учителя и родителей, то есть самоутверждаться в отношениях с другими.

Если ребенок ослаблен, ему будет трудно работать в классе. Он начнет быстро утомляться и даже правильную осанку за партой хранить не сможет. Для овладения навыком письма ребенок должен иметь развитую мелкую моторику. Но и крупные мышцы обязаны быть "на высоте" - малыш должен уметь бегать, прыгать, кидать мяч и играть со сверстниками.

Не только здоровье

Физическая готовность ребенка к школе - еще не все. Не менее важна готовность психологическая. А она складывается из интеллектуально-личностной и эмоционально-волевой.

Социально-психологическая, или личностная готовность - возможность адаптироваться в новой социальной роли, предполагающей новые правила поведения и другой статус в обществе. Она проявляется в отношении к учителю и процессу учебы, родителям и ровесникам, а также в правильно сформированной самооценке.

Отношение к школе, учебе и учителю проявляется в готовности соблюдать новый режим, вовремя приходить, старательно выполнять учебные задания, понимать смысл уроков, контактировать с учителем и одноклассниками.

Проводим диагностику

Для оценки степени личностной зрелости дошкольника следует с ним побеседовать. Предложите ребенку нарисовать будущий класс, учительницу. Можно спросить, согласился бы он идти в школу, если бы была возможность продолжать ходить в детский сад.

Нужно выяснить, что именно привлекает в обучении. Желание учиться может быть вызвано покупкой ярких привлекательных аксессуаров - того, что нужно ребенку в школу (пенала, ранца, канцелярских принадлежностей, красивой школьной формы). Или - если в школу идет лучший друг. Задача родителей - добиться, чтобы малыша привлекала именно учебная деятельность.

Порой у будущего школьника наблюдается полное отсутствие мотивации. Дети боятся идти в школу, говорят, что там будут ставить двойки, у них не будет времени играть и отдыхать. Чаще всего такое отношение - результат педагогического просчета родителей. Ни в коем случае нельзя запугивать детей школой, особенно робких и неуверенных.

Изменить сложившееся негативное отношение к обучению сложно, как и неверие в собственные силы. Для этого потребуется немало родительского труда и терпения.

А если он не готов?

Статистика утверждает, что около трети первоклассников не обладает должной готовностью к школе. Если хорошее интеллектуальное развитие накладывается на личностную незрелость, то малыш будет демонстрировать отсутствие ответственности и учиться очень неровно.

Каковы же признаки личностной неготовности? Это крайняя непосредственность, отсутствие понятия о дисциплине, стремление играть на уроках, неумение и нежелание поднимать руку. Такого ребенка можно заставить переключиться на учебу лишь при неоднократном напоминании.

Что включает в себя интеллектуальная готовность? Это любознательность, должный уровень развития образных представлений, умение ориентироваться в окружающем мире, развитые речевые и сенсорные навыки.

Что же требуется от родителей?

Порой мамы и папы считают, что их задача - собрать ребенка в школу, а учить и воспитывать его обязаны в детском саду. Таким образом они перекладывают на дошкольное учреждение собственные семейные обязанности, что оправдано лишь в случае крайней занятости. Любой родитель в состоянии самостоятельно привить сыну или дочке все необходимые навыки.

С ребенком нужно разговаривать на разные темы, обсуждать фильмы и книги, учить иметь собственное мнение по каждому вопросу и тактично выражать его.

Как подготовить ребенка к школе с психологической точки зрения? Прежде всего - создать позитивный образ школы и учителя. Поход туда должен стать праздником и новым этапом жизни. Нужно объяснить малышу, в чем преимущества школьной жизни, чему он там научится и что его ждет интересного.

Очень важно с детства закладывать правильное отношение к ошибкам и успехам. Нужно учить не падать духом из-за неизбежных неудач, уметь делать выводы и грамотно работать над ошибками.

Не требуйте слишком многого. Если ребенок плохо считает или пишет, не умеет читать - еще не трагедия. Такие навыки не являются обязательными при поступлении в 1 класс. Задача начальной школы - научить детей всему этому.

Что желательно уметь?

Очень полезно привить элементарные навыки: научить ребенка читать по слогам, считать до десяти, правильно держать ручку, выводить первые буквы. При этом нужно следить за соответствием уровня его развития предъявляемым требованиям. Если поставленные задачи будут соответствовать реальному потенциалу, интерес к учебе не пропадет.

Для поддержания положительной мотивации полезна игровая подготовка ребенка к школе - занятия с цветными картинками, угадывание слов. Можно попробовать стимулировать первые успехи вручением символическихпризов.

Попробуйте сочинить сказку: например, разные зверушки объясняют, почему каждый из них хочет в школу. Кому-то нравится играть с одноклассниками, другой стремится почувствовать себя взрослым, третий мечтает учиться и кем-то стать. Затем следует спросить малыша, кто из персонажей прав. Если ребенок настроен только играть и у него отсутствует познавательный мотив, к школе он не готов.

Важный критерий - развитие речи.

Прочтите малышу короткий рассказ в 6-7 предложений и предложите пересказать. Если ребенок испытывает трудности при построении фраз, согласовании слов, не в силах выстроить сюжетную линию, над развитием речи нужно работать. Самый лучший способ - вслух читать книги и спрашивать о прочитанном. Для развития памяти полезно уточнять, что сказал или сделал тот или иной персонаж, с чего началось и чем закончилась сказка и так далее.

Спрашивайте, как прошел день в детском саду, о чем говорили ребята, играйте в слова, загадывайте загадки. Важно вовремя проверить фонематический слух и выявить возможные отклонения. Это можно сделать самостоятельно. Попросите малыша произносить слова по слогам или обнаружить лишнее слово в ряду похожих по звучанию. При нарушениях потребуется помощь логопеда.

Сказки ребенку лучше слушать, а не смотреть картинки в книге. При этом развивается образное мышление.

Работаем над логикой и самоконтролем

Основы логического мышления можно развивать просьбами заканчивать начатые предложения, называть лишнее слово в ряду, играми в аналогию, где требуется подобрать пару к слову (лето - зима, день - ночь).

Как правило, к 6-7 годам словесно-логическое мышление формируется. Если ошибок в процессе таких игр одна-две, все в порядке. Если больше - нужно заниматься. В книжных магазинах имеется огромное количество сборников всех необходимых упражнений.

Навыки самоконтроля определяются играми типа "да" и "нет" не говорить". Вопросов при этом должно быть не более 10. Если малыш, не сбиваясь, отвечает на большинство из них, его уровень самоконтроля можно считать высоким. Этот показатель чрезвычайно важен для будущей учебы.

Существует множество игр, построенных по разным правилам. Например, нельзя повторять одно и то же слово. Встретившись, допустим, с названием цветка, следует хлопнуть в ладоши и так далее. Все это работает на развитие памяти, логики, речевой активности.

Не забываем о мелкой и крупной моторике

Что еще включает в себя подготовка ребенка к школе? Занятия по проработке мелкой моторики, координированию работы мышц рук и пальцев. На них потребуется вырезать и наклеивать на бумагу геометрические фигурки (квадратики, кружочки, треугольники), рисовать геометрические узоры на листках в клеточку, лепить из пластилина.

Стимулировать развитие мелкой моторики также можно массажем рук, пальчиковой гимнастикой, перебиранием мелких предметов (например, пуговиц), выкладыванием мозаики и так далее.

Помните, что чем лучше развиты двигательные навыки рук, тем больше стимулируется головной мозг и речь ребенка.

Координацию и крупную моторику улучшают игры с мячом, прятки, эстафеты, задания, требующие поэтапного выполнения. Полезны также командные виды спорта.

Важно научить ребенка расслаблять мышцы рук, опустив их вдоль туловища. При пониженном или повышенном тонусе следует проводить релаксацию с помощью массажа. Это важно для будущих успехов в письме.

О практической стороне вопроса

Мамы и папы обязаны знать, как подготовить ребенка к школе без ущерба для здоровья. Обычно до поступления в школу требуется сделать все плановые прививки. Но не переусердствуйте. Не отправляйте на них ребенка подряд, особенно перед началом учебы. Помните об индивидуальных особенностях здоровья. Некоторые прививки не делаются одновременно, другие могут вызвать аллергию. Очень полезен подробный осмотр специалиста, проведенный за год до школы.

Постепенно настраивайтесь на будущий режим. Если малыш не привык вставать рано, необходимо в течение лета потихоньку смещать часы подъема. Это нужно делать без резких переходов, чтобы не допустить сбоя биоритмов. В противном случае учебные нагрузки могут оказаться ребенку не по плечу.

Следует посетить логопеда, лучше до школы, так как в первые недели и месяцы все силы будут брошены на другое. Также следует нанести визит психологу.

Что еще важно

Во время домашних занятий контролируйте осанку, научите правильно держать ручку и располагать тетрадь на столе. Рабочее место должно быть хорошо продумано и грамотно организовано с учетом медицинских и эстетических требований.

Собрать ребенка в школу - задача не из легких. Продумайте все тонкости - выбор удобной и качественной одежды, безопасных и привлекательных канцелярских принадлежностей, удобного ранца.

Отправляйтесь вместе покупать все, что нужно ребенку в школу, пусть он сам выберет ручки, тетради, ранец. Самостоятельное решение этих важных вопросов наряду с примеркой школьной формы придаст малышу ощущение значимости, утвердит его в новой роли.

Где подготовить ребенка к школе?

В современных детских садах, имеющих статус центра развития ребенка, такая подготовка начинается со старшей группы. Программа подготовки детей к школе в этих садах обычно ведется по определенной методике и согласовывается с учителями близлежащих учебных заведений.

Несомненными плюсами ее является учеба в знакомой обстановке и привычном коллективе, игровая форма занятий, чередование их с отдыхом и прогулками.

Другой вариант - подготовка ребенка на специальных занятиях в стенах школы. Эта учеба максимально напоминает "взрослую". У маленьких дошкольников проводятся настоящие уроки и перемены, они носят с собой ранцы с учебными пособиями.

Такая дошкольная подготовка имеет свои преимущества - знакомство с будущим учителем, одноклассниками, привыкание к школьным правилам (поднимать руку, выходить к доске и так далее).

Недостаток - вечером уставшим за день детям учиться нелегко, внимание их рассеивается.

Другие варианты

И все же: как подготовить ребенка к школе максимально эффективно? Существуют специальные развивающие центры, которые позволяют выбрать наиболее удобный вариант. Это могут быть групповые занятия по собственному расписанию, особенно удобные для детей, которые не ходят в садик.

Хороший результат дают групповые занятия с психологом и логопедом. Такая форма предусматривает открытые уроки в присутствии родителей, где можно сравнить достижения своего малыша и других детей

Существуют также индивидуальные занятия с педагогом в домашних условиях, направленные на конкретного ребенка. Такой способ - наиболее эффективен, но исключает общение с ровесниками и не учит работать в коллективе.

О родительских ошибках

Какие ошибки обычно допускают родители будущего первоклассника? Главная из них - перегрузить занятиями ребенка, лишить игры и общения со сверстниками. Это сформирует отвращение к будущей учебе. Также недопустимо запугивание двойками, наказаниями, возможными насмешками одноклассников.

Не следует заставлять одну и ту же работу переписывать несколько раз. Особенной пользы это не приносит, вызывает лишь усталость и раздражение.

Очень важно безоговорочно верить в собственного ребенка, хвалить за любые достижения, помогать в неудачах, но при этом не следует перекладывать на себя его работу.